Этот маршрут начинается от Покровского собора и пролегает через Васильевский спуск. Здесь располагается Большой Москворецкий мост.
Большой Москворецкий мост – это один из мостов через Москву-реку, расположенный рядом со Спасскими воротами Кремля. Соединяет улицу Варварку и Васильевский спуск с улицей Большая Ордынка. Большой Москворецкий мост имеет продолжение – Малый Москворецкий мост, который служит переправой через Водоотводный канал Москвы-реки. На месте современного моста раньше с 1498 года была наплавная переправа, соединяющая Тверскую улицу с Серпуховской. В 1789 году на смену наплавному мосту пришёл деревянный свайный мост, который в 1829 году был обновлён – возведены каменный быки для трёх арочных пролетов. Вскоре пролёты моста сгорели и вместо них в 1872 году были сооружены металлические пролеты. Называться мост стал Москворецким из-за расположенной неподалеку Москворецкой улицы, которую мост соединял с улицей Балчуг.
Улица Балчуг расположена на противоположном от Кремля берегу Москвы-реки в районе Водоотводного канала. Эта улица очень маленькая и длина её всего 250 метров. Ограничивается она с одной стороны Москвой-рекой, а с другой Водоотводным каналом и проходит от Раушской набережной до Садовнической набережной, за чугунным мостом, переходя в Пятницкую улицу.
Балчуг является одной из самых старинных улиц Москвы, возникшая в конце 14 века. В 1552 году Иван Грозный открывает здесь первый московский кабак, который представлял из себя постоялый двор, где подавались кушанья и напитки. В 16-17 веках на этой улице находилась одна из царских Слобод, продуктовый рынок и городские бани. В конце 19 – начале 20 веков здесь преобладали дома торговцев и лавочников.
На улице Балчуг расположена одноимённая гостиница «Балчуг Кемпински», принадлежащая сети гостиниц «Кемпински». Это здание появилось в 1898 году, после сноса одного из доходных домов, который стоял здесь с 1812 года, по проекту известного архитектора Александра Иванова. На первом этаже расположился ресторан, а верхние этажи стали сдаваться под студии художникам. Именно, благодаря, проживающим здесь Ю. Клеверу, И. Крамскому, Ап. Васнецову, А. Куинджи открывающийся вид из студий художников на Москворецкий мост, Кремль, Покровский собор стал одним из самых узнаваемых образов Москвы.
После революции 1917 года «здание Осиповых» было использовано как офисное, а в 1928 году в нем уже была открыта гостиница, которая тогда стала называться «Новомосковская». Здание несколько раз надстраивалось, а свой нынешний вид оно получило в 1992 году благодаря австрийскому строительному консорциуму. С 1 октября 1992 года гостиница снова открыла свои двери для посетителей под названием «Балчуг Кемпински Москва».
Далее по маршруту будет следовать Малый Москворецкий мост.
Как и Каменные, Москворецкие мосты очень на них похожи: до них также существовали сначала «живые» мосты, которые потом были заменены деревянными свайными. Также как и предыдущие, Малый и Большой в 1938 году были заменены на железобетонные, но уже монолитные мосты. И на Большом Москворецком, как и на Большом Каменном, тоже имеются панорамные площадки с видом на Кремль, реку и набережные.
Интересно, что на Большой Москворецкий в своё время приземлился Матиас Руст и уже по инерции докатился до Васильевского спуска. А Малый в ширину несколько больше, чем в длину – полная длина моста - 32,5 метра, а ширина - 40 метра. Такое встречается не часто!
С Малого Москворецкого моста можно наблюдать Болотную и Кадашевскую набережные Москвы-реки, а в другую сторону открывается вид на Чугунный мост.
Первый мост на этом месте был деревянный, названный Высокопятницким, он был выстроен в 1785 году, одновременно с прокладкой Водоотводного канала. Его сменил висячий мост, который был построен в начале 19 века. В 1835 году инженером П. Я. Витте был построен, собственно, уже Чугунный мост. Это был арочный мост из сборных чугунных конструкций с ездой понизу. Три ажурные чугунные арки позволяли пропускать под мостом суда, но ограничивали пропускную способность его проезжей части.
Четвёртый мост был построен в 1889 году и унаследовал имя предшественника. Это был трёхпролётный балочный мост (балки из литого железа) полной длиной 45,56 и шириной 17,6 метра. Опоры моста — кирпичные на свайном основании, облицованные камнем. В 1930-х годах Чугунный мост не подвергался замене или реконструкции, так как основной транспортный поток был перенесён с Пятницкой улицы на Большую Ордынку, и старый мост вполне справлялся с потоками того времени. До 1963 года по мосту ходил трамвай, а в 1963 году трамвайное движение по Чугунному мосту и Пятницкой закрыли, а трамвай пошёл по Комиссариатскому мосту и Садовническому проезду.
Современный мост был построен в 1966 году по проекту О. В. Сосонко и К. П. Савельева. Речные опоры были сохранены, береговые устои — усилены с заменой кирпичной кладки на бетон. Ширина моста осталась прежней, 17,6 метра. Вместо десяти железных балок была уложена конструкция из 11 железобетонных балок. Перила — отливки 1889 года.
После пересечения Чугунного моста маршрут пролегает по Пятницкой улице.
Пятницкая улица возникла первоначально из одной из немногих старомосковских дорог на юг — в Тулу, Рязань, Серпухов. Она была проложена в Замоскворечье в те времена, когда эта местность еще была покрыта лесами, доходившими до берега Москвы-реки. И сегодня, несмотря на относительную узость проезжей части и одностороннее движение, она остается важной транспортной магистралью в исторической, заповедной части Москвы. Будучи изначально большой и оживленной дорогой, Пятницкая превратилась в торговую улицу. Примечательно, что такую черту своей социально-экономической функции улица сохранила на протяжении многих веков и донесла ее до наших дней.
Пройдя станцию метро Новокузнецкая, маршрут поворачивает направо на Климентовский переулок.
В 13-14 веках по трассе современных Татарских улиц проходила большая Ордынская дорога от «живого моста, что против трубы» в Коломну. В отличие от современной Ордынки, идущей строго на юг, Ордынка 14 века склонялась к юго-востоку, к трассе современной Татарской улицы. Пересекавший её переулок, первоначальное название которого осталось неизвестным, располагался примерно на месте современного Климентовского переулка, к северу от поперечной дороги, соединявшей два перевоза через реку. Квартал вокруг этого перекрёстка заселили татары-ордынцы, а рядом обосновались переводчики-толмачи. Климентовский городок, вероятно, существовал уже на рубеже 15-16 веков.
После возведения Скородома и разрушений Смуты уличная Сеть Замоскворечья резко изменилась: восточные, «ордынские», дороги потеряли своё значение, а сама Ордынка, в несколько этапов, изменила трассу на современную. Климентовский переулок остался на прежнем месте, и в 1760-х годах приобрёл крупнейших храм, когда-либо построенный в Замоскворечье. Прочая же застройка переулка оставалась двухэтажной до 1912 года.
В 1912-1913 годах в переулке строится первое действительно многоэтажное здание — неоклассический восьмиэтажный дом М. И. Бабанина. В 2000-х годах к востоку от него выстроено современное здание таких же размеров.
Климентовский переулок заканчивается возе станции метро Третьяковская. И после пересечения улицы Большая Ордынка маршрут лежит по Большому Толмачевскому переулку.
Раньше на месте нынешней Третьяковской галереи располагалось село Кадашево, известное по письменным источникам с 1504 года, которое к началу смутного времени выросло в крупнейшую слободу Замоскворечье. В этой слободе и берёт своё начало Лаврушенский переулок. Расположился он от Кадашевской набережной до Большого Толмачевского переулка. Вдоль одной из его сторон расположилась всемирно известная Третьяковская галерея, именно она принесла известность Лаврушенскому переулку.
На пересечении Лаврушенского переулка и Большого Толмачевского переулка расположился небольшой приятный скверик. В мае 2006 года в этом скверике был открыт «Фонтан искусств», построенный ко дню 150-летия Третьяковской галереи. Фонтан представляет собой стоящие в виде пирамиды три картины разных размеров, по которым стекает вода.
После небольшой передышки в скверике отправляемся дольше по Лаврушенскому переулку вдоль Третьяковской галереи.
Государственная Третьяковская галерея – это большой художественный музей в центре Москвы, который был основан в 1856 году купцом Павлом Третьяковым. Галерея имеет самую крупную в мире коллекцию российского изобразительного искусства.
Свою коллекцию живописи Павел Третьяков начал собирать ещё в 1850 году и спустя уже некоторое время, он организовывает в Замоскворечье «Московскую городскую галерею Павла и Сергея Третьяковых». В 1918 году Третьяковскую галерею объявляют «государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики» и дают название Государственная Третьяковская галерея.
Во время второй мировой войны весь культурный фонд Третьяковской галереи был перевезён поездом в Новосибирск и лишь в мае 1945 года коллекция снова вернулась в Москву.
В состав федерального государственного учреждения культуры Всероссийское Музейное Объединение Государственная Третьяковская Галерея (ФГУК ВМО ГТГ) входят: Музей-мастерская скульптора А.С. Голубкиной, Дом-музей В. М. Васнецова, Музей-квартира А.М. Васнецова, Дом-музей П.Д. Корина, Выставочный зал в Толмачах.
Лаврушенский переулок выходит на Кадашевскую набережную Москвы-реки. В этом месте через Водоотводный канал располагается живописный Лужков мост.
В 1994 году через Водоотводный канал был открыт пешеходный мост, который соединил Болотную площадь и Кадашевскую набережную. Мост является продолжением пешеходного Лаврушинского переулка, который ведёт к знаменитой Государственной Третьяковской галерее. С другой стороны моста стоит памятник знаменитому русскому художнику Илье Ефимовичу Репину.
Официальная версия названия этого моста связанно с Царицыным лугом – одним из старых названий местности, где сейчас располагается Болотная площадь, но большинство жителей Москвы и гостей столицы абсолютно уверены, что мост так назван в честь московского мэра Юрия Михайловича Лужкова.
Новая мода, которая быстро стала традицией для молодоженов Москвы – вешать «на счастье» замок на ограду моста, а ключик от него бросать в воду, вынудила «МосГорМост» поставить в апреле 2007 года на Лужковом мосту так называемое «дерево любви», чтобы молодожены вешали свои замки на ветки этого дерева, а не на ограду моста, что, естественно, не положено. Дерево заполнилось замками очень быстро и городским властям пришлось посадить ещё два таких же дерева, но и они очень быстро были заполнены. Сейчас на Лужковом мосту уже пять деревьев. По словам чиновников, Московские власти планируют высадить целую аллею таких деревьев.
Недавно на самом первом дереве появился самый большой замок из всех ранее повешенных, размер его примерно полметра. На этом замке красуется гравировка с надписью: «Владимиру Владимировичу Путину от поклонников. До встречи в 2016 году».
Далее маршрут пролегает по Болотной площади.
Болотная набережная – набережная по левому берегу Водоотводного канала в районе Якиманка города Москвы. Берёт своё начало от западной стрелки острова между Водоотводным каналом и рекой Москвой и оканчивается у Малого Москворецкого моста.
Свое название Болотная набережная получила от располагающейся рядом Болотной площади.
Дело в том, что здесь, напротив Кремля в 15 веке был заболоченный луг. На этом лугу находились великокняжеские и монастырские сады и огороды. Постепенно эта местность стала приобретать характер общественной народной посадской площади, на ней появился рынок.
В 15-17 веках Болотная площадь была местом народных развлечений и кулачных боёв. Как и на всякой торговой площади, на ней проводилось публичное наказание преступников и даже смертные казни. Так, в 1691 году «был сожжён на Болоте Андрюшка Ильин Безобразов за умысел на Государево здоровье». Последняя публичная смертная казнь на Болотной площади состоялась 10 января 1775 года, тогда был казнён Е. И. Пугачёв.
В 20 веке на площади были возведены каменные лавки, лабазы, склады, из-за чего её иногда называли Лабазной. Роль крупного торгового центра площадь сохраняла до первых послереволюционных лет. Особенно славился постный торг, когда на площади велась торговля во время постов.
В сквере в 1958 году был установлен памятник И. Е. Репину. А в 1962 году площадь переименовали в площадь Репина в честь великого русского живописца И. Е. Репина.
В 1990-е годы площади вернули её историческое название.
В сентябре 2001 в восточной части площади установили скульптурную композицию М. М. Шемякина «Дети – жертвы пороков взрослых». Композиция задумана автором, как аллегория борьбы с мировым злом. Она включает в себя 15 фигур, две из которых расположены по центру - маленькие дети с завязанными глазами, а вокруг них установлены 13 скульптур – людских пороков, таких как: наркомания, проституция, воровство, алкоголизм, невежество, лжеученость, равнодушие, пропаганда насилия, садизм, для беспамятных..., эксплуатация детского труда, нищета и война. Каждая из фигур символизирует порок и как бы завлекает к себе детей. В общем, данная композиция довольно актуальна в наше время.
Болотная площадь так же является местом сбора для молодежи – барабанщиков и фаерщиков. Это люди, чьим хобби являются огненные представления, главный элемент которых – танцы с огнем, а именно — упражнения с пои, огненными посохами, веерами и прочим. Их часто в теплое время года можно встретить у подножья памятника И. Е. Репину, некоторые представители данного направления уже достигли определенного мастерства в этом опасном деле. Поэтому, прогуливаясь здесь, можно невольно стать зрителем огненного представления.
Маршрут заканчивается там же, где и начинался, на Васильевском спуске.
Протяженность этого маршрута составляет 4 километра. |